Text.ru - 100.00%

Перелистывая страницы истории мушкетных войн, мы как-то неожиданно напоролись на один небольшой, казалось бы на первый взгляд, незначительный эпизод, который произошел за сотни километров от новозеландских островов, на двух совсем крохотных островках, затерявшихся в просторах огромного океана. Маленький клочок суши-архипелаг Чатем, за 840 километров от Крайстчерча. Сегодня на острове все спокойно и идет мирная, размеренная жизнь. Здесь тихо и практически ничего не происходит. Так как населения острова небольшое, то все обо всех и обо всем знают, все со всеми здороваются, никто между собой не ссорится, а вечером собираются в баре городского отеля "Чатем", на самом берегу большого залива и обсуждают дела насущные. Но называть Вайтанги городом-это уж через щур. В действительности Вайтанги небольшой поселок с населением каких-то 200 человек и в котором не только по вечерам, но и днем прохожего редко встретишь. Но все таки Вайтанги столица-место пребывания местной администрации, то есть правительства. И как во всех столицах здесь есть отделение национального банка, школы (две), небольшая больница, магазины (несколько) и отделение полиции, хотя преступность на островах отсутствует. Также отсутствует асфальтное покрытие, интернет и мобильная связь, а электричество получают от ветра и генераторов. Основное занятие на острове сельское хозяйство, рыбная ловля и туризм, а уровень доходов островитян выше чем в среднем по стране. Другими словами люди на острове живут не бедные. Хотя климат их и не балует. Здесь значительно холоднее, чем на "материке", а температура летом не превышает и двадцати градусов. Зимой 5-10, но снег выпадает один раз на десятилетия. Зато дует сильный ветер, а дожди льют 200 дней в году.

Архипелаг Чатем состоит из десяти островов, разбросанных в морском просторе в радиусе 60 километров. Самые большие из них-острова Чатем и Питт. Остальные крохотные осколки суши, на которых полностью отсутствует человеческая жизнь. Вообще-то и на самых больших островах с населением не густо. Самый густо заселенный остров Чатем и на нем проживает где-то человек 600, во всяком случае по данным 2013-го года. Еще человек 30 или около того проживает на острове Питт. Вот и все население. С 1842-го года архипелаг Чатем является частью Новой Зеландии и это самая восточная часть страны и именно здесь, а не в Гисборне, впервые восходит солнце, так как по времени Чатем опережает свою великую землю на целых 45 минут. Острова архипелага не входят ни в один регион или район Новой Зеландии, а являются отдельной территорией и управляются местной администрацией, полномочия которой напоминают полномочия других унитарных органов власти Новой Зеландии. 

Но вернемся к истории. Острова Чатем были заселены полинезийскими племенами в шестнадцатом веке. Скорее всего это были маори Нгати Таху, которые пришли сюда с Южного острова. "Их атау (бог)сказал им, что есть земля на востоке и они пошли и заселили ее". Но так как острова были изолированы от внешнего мира, только до Южной Америки пять тысяч миль, то развитие этих племен пошло по своему особенному пути и со временем эти маорийские племена превратились в отдельный народ. Маори стали мориори. Но этот процесс был трудным, острова имели сложный климат, было холодно и дул не прекращающий, пронзительный ветер. Выращивать традиционные маорийские культуры здесь было затруднительно. И местным жителям ничего больше не оставалось, как заняться охотой, собирательством и рыбалкой. Но чтобы заниматься рыбалкой нужны были каноэ, а подходящего материала для их строительства на островах не было. Поэтому мориори умудрились делать свои вака-корара. Это были такие плавающие средства сделанные из льна и обвязанные наполненными воздухом морскими водорослями. На этих корара они плавали в бурных водах между островами, ловили треску, окуня, рака, собирали водоросли. Но самой главной целью их жизнедеятельности был тюлень. Мясо тюленя питало и пополняло людей белком, с кожи они шили водонепроницаемые плащи, шерстью во внутрь, а жиром светили и отапливали свои ветхие хижины.

Мориори жили группами в поселениях примерно по сто человек и охотились коллективно, тоже группами. При этом, с целью увеличения популяции запрещалось убивать и употреблять определенные виды животных. Например, мариори убивали только старых тюленей. Во главе племени стоял совет знатных людей, а все вопросы решались на общих собраниях. А это значит, что у мариори была хоть и примитивная, первобытная, но все же демократия. Но самое главное, что отличало мориори от остальных полинезийских ватаг, для которых война была в крови, это то, что мариори жили согласно закона оставленного им их великим предком Нунуку-венуа. И этот закон был священным для них и незыблемым. Согласно закону Нунуку, мориори не должны были чинить насилия. Они считали, что именно таким способом можно предотвратить зло и сохранить свое существование. И если даже физическое противостояние было неизбежно и приходилось конфликтовать, то разрешалось драться только палкой не толще пальца и не длиннее руки и то только до первой крови или до повреждения кожи. После этого схватка прекращалась, и честолюбие считалось удовлетворено. Когда у практически всех полинезийских народов высшим проявлением доблести и мужества считалась война, убийство, пожирание своих врагов и татуировки по всему телу, то мужчины мариори показывали свою отвагу в передвижении по отвесным скалам в поисках птиц или нырянии в бушующие волны за раками. Притом ныряльщик должен был поймать за раз три рака, два в каждой руке и один в зубах. Конечно, излишне говорить о том, что убивать и употреблять в пищу человеческую плоть древний Нунуку своим потомкам строго-настрого запретил. В первую очередь он, наверное, заботился о сохранении численности племени, так как его количество было незначительное, где-то 2000 человек, к тому же смертность была высокой, а жизнь короткой. В среднем жили 32 года, к тому же треть умирала в младенческом возрасте. С этим, возможно, связано и то, что в брак мориори вступали еще подростками, а семьи у них были большие.

Вот так мирно, тихо и спокойно, в любви и согласии мориори жили несколько веков и жили бы и дальше и дожили бы до сегодняшнего дня. Но в их жизни произошли изменения. С начало это произошло в 1791-ом году. Корабль военно-морских сил Великобритании "Чатем" сбился с курса и попал именно к этим небольшим островам, которые мориори называли Рекоху-туманное солнце. В честь этого корабля европейцы и назвали архипелаг Чатем. Мориори с осторожностью встретили "людей солнца", даже произошло столкновение и погиб один местный житель. Но вскоре все признали, что в конфликте виноваты были обе стороны и отношения наладились. С этого времени европейцы устроили на острове свои базы и начали охотиться на тюленей, при том уничтожая всех подряд, без разбора, тогда как мариори, как мы уже знаем, убивали только старых особей. Европейцы расчленяли на берегу туши и оставляли их гнить, а это отпугивало остальных тюленей и они перестали приплывать  к островам. А ведь тюлень был главным источником пищи и существования мариори. К тому же кошки и собаки, завезенные на острова, истребляли целые популяции птиц. А еще европейцы завезли на острова болезни, что увеличило и без того высокую смертность аборигенов. Но, несмотря на все это мориори с европейцами жили возможно и не очень дружно, но во всяком случае без конфликтов. Европейцы не трогали мориори, а закон Нунуку разрешал прощать европейцам их погрешности. Можно было бы так жить и дальше. Но... Наступил роковой 1835-ый год.

В это время над Северном и Южном островами полыхало пламя братоубийственных мушкетных войн. Кровь лилась рекой, полыхали селения, с лица земли исчезали целые племена. Разгромленные и изгнанные из своих земель в Таранаки племена Нгати Тама и Нгати Мутунга, на украденном у европейцев бриге "Лорд Родни", в поисках лучшей жизни, приплыли к берегам острова Чатем. 19-го ноября, вместе с женами и детьми, на острове высадилась первая партия в количестве 500 человек. Для того, чтобы посеять ужас, они убили двенадцатилетнюю девочку и повесили ее тельце на мачте. Вскоре, 5-го декабря прибыла и другая партия захватчиков в количестве 400 человек. Мориори поняли, что эти пришельцы не собираются уходить, к тому же маори открыто заявили свои претензии на эти земли. Они прибыли сюда как завоеватели. Тогда мориори собрались на великий совет, на котором присутствовало около тысячи человек и начали думать как им поступить в нежданными гостями. На совете мнения разделились. Группа молодых мориори выступила за то, что надо оказать военное сопротивления пришельцам и силой изгнать их из островов. К тому же мориори численно превосходили маори. Но старейшины, ссылаясь на священный закон Нунуку, наотрез отвергли насилие и посчитали, что с захватчиками всегда можно договориться.

Но маори прибыли не для того чтобы договариваться, а для того чтобы убивать, завоевывать, а потом снова убивать. Они расценили великое собрание, как подготовку к войне и нанесли мариори упреждающий удар. Маори начали уничтожать всех без разбора. Они ловили и убивали, а мориори и не сопротивлялись. Чтобы ублажить своих вождей, маори убили шесть детей и приготовили из них "роскошное кушанье". Потом они ритуально зарезали и съели триста человек. Женщин и детей связывали, протыкали им животы и оставляли мучительно умирать на палящем солнце. Тех, кто остался в живых, превратили в рабов. Их разлучили со своими семьями, запретили вступать в брак, а женщинам мориори иметь детей от мужчин мориори. Им не разрешали разговаривать на своем родном языке, заставляли опорожняться на могилы предков, насиловали и дальше убивали. Маори считали мориори неполноценными людьми и убивали только за принадлежность к народу мориори. Условия рабства были настолько ужасными, что многие не выдерживали и умирали от отчаяния. Для таких, по сравнении с рабским существованием, смерть ставала благом. Мориори взывали о помощи, но им никто не помог. В 1838-ом году к острову Чатем подошел французский китобой "Жан Барт". Французы хотели торговать, но люди Нгати Мутунга перебили экипаж, а корабль разграбили и сожгли. Но когда известие о случившимся распространилась за пределы архипелага, на Чатем отправился военно-морской корвет "Героиня" в сопровождении двух китобоев. Французы разбомбили селение, сожгли строения и забрали всех свиней и картошку. Хотя пострадали не обидчики, а племя Нгати Тама, а это ослабило их позиции по сравнению с Нгати Мутунга, но никакого облегчения бедным мориори не принесло.

И геноцид продолжался. Несчастные люди умирали, а правительство им не помогало и только в 1862-ом году рабство на архипелаге Чатем было ликвидировано, а несчастные освобождены. Но, к большему сожалению, на этот период уже насчитывалось всего лишь 101 мориори, тогда как в 1835-ом году их было 1600 человек. Девять из десяти было убито, съедено, вывезено за пределы островов, умерло от голода, болезней, изнурительного труда и депрессии. И сегодня  острова Чатем европейские. Из всех островитян европейцев здесь насчитывается 73,5 %, а чистокровных мориори в мире не осталось. Последний чистокровный мориори умер на острове в 1933-ем году. Это был Томми Соломон-фермер, очень добродушный и милый человек. В восьмидесятых годах двадцатого века насчитывалось 900 мариори, но уже смешанного происхождения. 

А что было бы если тогда, в далеком 1835-ом году, на великом совете старейшин, в поселении Те Авапатики, победило бы мнение молодых? Возможно тогда бы судьба народа мориори сложилась совсем не так печально, а их история пошла бы по другому, не такому ужасному и не такому трагическому пути.     

^Наверх