Text.ru - 100.00%

Священная река.

На северных склонах священной горы Тонгариро, недалеко от небольших озер Оттамангейкау и Ротоейра, берет начало река Уангануи, а потом, извиваясь и кружась между высоких гор, несет свои воды на закат, прямо в Тасманово море. Как мы уже знаем, в глубокой древности эта священная река была продавлена телом разъяренного Таранаки, который уходил на запад к большому морю после проигранной битвы за сердце красавицы Пиханги. Своим громадным телом он выдавил в земле длинный ров, а слезами своими залил его. Так и возникла река. А потом сюда пришли маори. Первым кто исследовал реку, был вождь Таматеей, который один из первых полинезийцев прибыл в Новую Зеландию. По всей длине реки, на протяжении сорока поколений проживали люди  Те Атихаунай-а-Папаранги (Вангануи Иви). "Ко-а-а-а-ава река, река-это я »-говорили они. Маори бережно относились к реке, считая ее таонгой-особым сокровищем и божественным даром. Как малые дети хотят быть возле своей матери, зная о том, что мать защитит их, так и люди старались быть поближе к реке. Они строили свои убогие жилища на берегах реки, сооружали укрепленные па, плавали по реке, ловили рыбу и охотились в прибрежных лесах, И река никогда не предавала их. Она давала им пищу, пристанище, наполняла сердца глубокими духовными силами. И маори одушевляли ее, слагали про реку легенды и для каждого река была священной.

История.

В до европейский период территория вокруг реки Уангануи была самым густо заселенным местом в Новой Зеландии, а сама река всегда служила важным путем сообщения с центральной частью острова, как для маори, так впоследствии и для европейских пришельцев. Они появились на берегах реки в тридцатые годы девятнадцатого века. Это были торговые люди и миссионеры. Со временем европейцы основали город в устье реки и превратили его в свою военную базу. Маори враждебно встретили нежданных гостей. Они боялись, что белые люди отберут у них реку. Поэтому сороковые-шестидесятые годы ознаменовались вооруженными столкновениями с регулярными войсками Короны, а дальнейшее превращение маори в христиан породило в их среде религию Пай-Марира, сторонники этой религии известны также как Хау-Хау. Новая религия была сосредоточена вокруг традиционных убеждений маори и являлась идеологической основой борьбы против захвата земель европейцами. Основными пунктами были Маракеухай и Пайпирики. Но не все маори враждебно отнеслись к европейцам, некоторые племена поддерживали отношения с переселенцами. В сороковых-шестидесятых годах вдоль реки было построено несколько мукомольней, а на приречных долинах выращивали пшеницу, хотя попытки развивать здесь фермерские хозяйства не увенчались успехом. Труднодоступная местность и не очень то плодородные земли, вынуждали поселенцев покидать свои нехитрые жилища. Как напоминание об этом неудавшемся эксперименте служит "Мост в никуда", сооруженный над ущельем Мангапуру, в национальном парке Уангануи. В начале двадцатого века река Уангануи стала одним из главных достопримечательностей Новой Зеландии и начала привлекать к себе тысячи туристов. В 1892-ом году по реке стал регулярно курсировать пароход, маршрут которого назывался "Рейн Маориленд". Его запустили Александр Хатрик и Томас Кук.  В 1902-ом году они приобрели судно PS Aotea. Судно PS Aotea было построено в Лондоне 1899-ом году, а собрано в Вангануи. Потом его переименовали на PS Waimarie, что означает мирные воды маори и пароход начал курсировать между Вангануи и Пайпирики, перевозя туристов, а вместе с ними случайных пассажиров, груз и почту. После строительства главной железнодорожной магистрали Северного острова, в тридцатых годах, значение реки Уангануи, как транспортной артерии уменьшилось, а вместе с этим и значение судна. Основным видом деятельности на реке теперь стала лесозаготовка. В 1949-ом году судно PS Waimarie прекратило свою деятельность, а в 1952-ом затонуло у причала в Вангануи. Но в 1993-ем году, после сорокалетнего лежания в иле, пароход был восстановлен добровольцами и с 2000-го года начал туристические круизы по реке Уангануи.

Река сегодня. 

Сегодня река Уангануи является одной из главнейших туристических достопримечательностей Новой Зеландии. Значительная часть реки проходит по национальному парку Уангануи и основные туристические мероприятия и туристическая инфраструктура сосредоточены вокруг реки. На реке много глубоких ущелий, замысловатых пещер, крутых утесов, а также более двухсот мест со стремительным течением потока. Сплав по таким стремнинам очень популярный среди туристов. В мае 2016-го года, во время своего посещения Новой Зеландии по реке даже сплавлялся принц Гарри. Не смотря на то, что на реке насчитывается более двухсот порогов, река Уангануи является самой длинной судоходной рекой Новой Зеландии. Также река Уангануи третья по величине река в стране. Ее длина составляет 290 километров. Но на реке построено мало мостов и мало населенных пунктов. На участке между Вангануи и Таумарунуи, расстояние которого составляет 230 километров, их всего два. Самый большой город на реке-"город реки" Вангануи.
Также обширна и разнообразна флора и фауна вдоль реки. Ее окружает широколиственный лес, с разнообразными деревьями, папоротником и кустарниками. В реке водятся восемнадцать видов рыб, а в лесах вдоль реки живет много птиц.

Река-юридическое лицо.

15-го марта 2017-го года парламент Новой Зеландии принял решение дать реке Уангануи статус правовой идентичности, со всеми правами и обязанностями. Впервые в мире река была уравнена в правах с человеком. Река и племя считаются единым целым, а вред нанесенный реке однозначен вреду причиненного племени. Интересы реки представляют два представителя: должностное лицо правительства Новой Зеландии и маорийский представитель. Таким образом это судебное решение завершило сто сорокалетний спор за реку между европейцами и маори.

^Наверх