Text.ru - 100.00%

С Каитаиа до мыса Реинга сто километров. Это финальный участок трассы № 1, а Каитаиа самый последний город на трассе и самый северный более или менее крупный населенный пункт Новой Зеландии. Сто километровый участок до легендарного мыса не отличается особым изяществом. Он проходит по малозаселенной территории узкого и самого северного полуострова Аупоури. Ровная, неприглядная поверхность чередуется с зелеными лесами и невысокими холмами. Где-то вдали на горизонте среди ровных полей маячит одинокая гора. Она то исчезает за крутыми поворотами, то опять появляется на фоне мрачного сизо-голубоватого неба, а потом как-то незаметно исчезает из вида. И такой пейзаж тянется километр за километром, и только где-то на самом севере атмосфера начинает меняться и становится какой-то пустынной и непонятно таинственной. И вот Реинга-далекий, северный мыс, который своими обрывистыми берегами высунулся в широкий простор мирового океана. Здесь, возле крутой, скалистой земли в гневном, напористом порыве, встречаются две стихии. Именно в этом месте об бушующие воды Тихого океана разбиваются волны Тасманова моря. На самом мысе стоит маяк, построенный в 1941-ом году. Он не очень высокий, всего лишь 10 метров, но зато подымается над уровнем моря на высоту 165 метров. Маяк стоит на краю мыса, выбрасывая лучи света на 48 морских миль, а со смотровой площадки возле маяка раскрывается широчайший простор необъятного, великого и вечного океана. На Реинге очень мягкий климат, много осадков и всегда стабильно тепло. Но мыс Реинга не является самой северной точкой Северного острова, так как самая северная оконечность находится на тридцать километров восточнее мыса Реинга и на три километра севернее, в Сурвильских скалах. Но Сурвильские скалы закрытая зона заповедника, а мыс Реинга просто наиболее доступное место севера. 

Мыс Реинга всегда был священным и почитаемым местом в маорийском мире. Его боялись и перед ним поклонялись. На всех полинезийских островах в песнях, легендах, рассказах, разговорах и пересказах издавна бытовало и бытует поверье в то, что души умерших после своей смерти приходят в определенное место и оттуда покидают свои острова, отправляясь на первоначальную родину Гавайские острова. Для маори Новой Зеландии таким местом и является мыс Реинга. Его называли Те Реренга Вайруа-место, где прыгают духи. Духи после смерти приходят на Реренгу Вайруа, самую северо-западную точку Новой Зеландии, прыгают в бурлящие волны океана и с лучами заходящего солнца следуют в далекие, заоблачные земли своей прародины.

Реинга-это место смерти, она всесильная и ничто на земле не может победить смерть и изменить то, что начерчено Высшими силами. У племен нгапухи есть легенда, по которой умерший вождь Патито, решил проверить силу своего сына Тоакая, слава о силе и храбрости которого дошла до Реинги. Вождь принял свой земной облик и появился пред сыном. Мрачное появление отца с тумана севера бросило вызов сыну и сын начал сражаться, но он не смог победить потустороннюю силу отца. Отец победил и опять вернулся в Реингу. Но если бы победил сын, то это была бы победа жизни над смерть. Но увы, силы потустороннего мира непобедимы.

И вот, после своей смерти духи маори, где бы их не застала смерть, собираются в заливе Духов и отправляются на Реингу. Существует много историй рассказывающих о том, как по пляжу западного побережья движутся какие-то силуэты. Издали это обыкновенные люди, но как только подходишь к ним поближе, они сразу же исчезают. Потому что это не люди, а души умерших следуют в далекие северные земли, на омытый дождями и солеными морскими волнами, скалистый мыс Реингу. Когда духи приближаются к краю земли, они останавливаются на каменистом хребте Хауми, оглядываются назад, вспоминая свой дом, своих родных, свою горячо любимую родину и горько плачут высокими тонкими голосами, напоминающими пронзительный свист ветра, а потом протыкают себя осколками мата-тухуа (обсидиана). Духи срывают зеленые листья и сплетают себе на голову венки смерти. Уходя в вечность они берут с собой листья пальмы никау, бросают их по дороге и завязывают узлы на стеблях льна. Говорят, что эти узлы образуются ветром, но маори точно знают, что такими узлами на зарослях льна души умерших указывают шедшим за ними путь в землю ночи. Когда идут духи, потоки ручьев прекращают свою тихую музыку и только некоторые пожилые люди слышат своеобразное пение прямо на краю земли. Но это пение суждено слышать не многим, а только избранным. Потом духи подходят к краю Реинги, а там, на самой оконечности, растет очень древнее дерево похутукава. Его ветки склонились над темными волнами неспокойного, бурлящего океана, а корни, как волшебные пальцы вонзились глубоко в землю, ища живительную влагу. По этим веткам и корням духи один за другим, сопровождаемые криками морских птиц, свистом ветра и шумом бушующего океана, падают в морскую пучину, покидая бренную, грешную землю Аотераоа и возвращаются в лучший, потусторонний мир своей далекой, исторической родины. А Реинга остается той роковой чертой между жизнью и смертью и дальше принимает все новых и новых посетителей, которые не прекращающей чередой проходят через Реингу, направляясь в неведомый, но неизбежный для каждого мир небытия.