Ареодяреклут-древний обычай эскимосов

Text.ru - 100.00%

На первый взгляд может показаться странным обычай эскимосов обмениваться на время своими женами. Но этот обычай очень древний и часто практиковался и практикуется эскимосами и некоторыми народами Севера. Такая установившаяся с древнейших времен практика, носит трудно выговариваемое с первого раза название ареодяреклут и означает, что при определенных обстоятельствах муж эскимос отводит свою жену к другому, например к соседу или другу, а если ему понадобится, то и себе берет на прокат чужую жену. Интересно, как бы реагировал на такое наш европейский брат или какой-то другой житель цивилизованных стран и что об этом подумали соседи и друзья. Разговоров хватило бы на целый месяц и подозреваю, что одними разговорами дело не обошлось. А там на Севере все само собой разумеющееся. Никто на это косо не смотрит, все понимают и не придают такому, казалось бы вопиющему случаю, ни какого значения. Как-то даже странно и смешно. Но если углубиться в тему и изучить все нюансы, то окажется, что в этом нет ничего странного и порочного, а обмен женами явление довольно обоснованное, правильное и логичное. Ведь цивилизованная часть населения, которая проживает вполне в комфортных условиях, умеренном климате и прочих удобствах цивилизации, не может допустить посягательство на свою жену, а бедные эскимосы находятся совсем в других условиях. У них на Севере холодно, поэтому не возможно соблюдать правила гигиены и быт не вполне налаженный, а заодно и вредные привычки, в частности излишнее злоупотребление огненной водой. Между прочим к которой горемычных эскимосов приучил наш белый брат. И вот все это и ряд других факторов очень сильно влияет на рождаемость и приводит к высокой детской смертности.

А еще эскимосы очень сильно боятся бессмертную старушку, которая встретит каждого мужчину после смерти и обязательно спросит, имеет ли он детей. И если, не дай бог, найдется неудачник бездетный, то его стазу же злобная старушенция утопит в бездонном озере. Ну а если постарался и настрогал детишек побольше, и не важно сам он это делал или ему помогал кто-то, тогда добро пожаловать в иглу-рай по нашему. А там уже тебе все блага и встреча с умершими родственниками. Существуй себе на здоровья и радуйся своим вечным беззаботным существованием.


Поэтому все эскимосы и стремятся за свою не такую уж длинную жизнь наделать побольше детишек. И неважно кто их будет делать, ведь все они будут считаться детьми законного супруга, потому что у эскимосов такого понятия, как супружеская верность-неверность, или ревность практически не существует. У них главное, чтобы рождалось побольше детей, здоровых и желательно мальчиков, потому что эскимосская женщина не могла, да и не может ныне родить много детей. Говорят, что больше четырех не получается, и то четыре редко кому удается. Все такие дети, рожденные при бартере жен, считаются и воспитываются в семье законного мужа, все они являются родственниками и пользуются законными правами в семье. У эскимосов термин незаконнорожденный ребенок напрочь отсутствует, а генетическую принадлежность определять никому никогда и в голову не приходит. К тому же при обмене женами у мужчин завязываются крепкие отношения, нечто кровных уз. И чем больше у мужика друзей по жене, тем влиятельнее он выглядит в глазах эскимосской общественности. А те семьи, которые пренебрегают обычаем ареодяреклут, считаются изгоями и их никто не уважает и не поддерживает.


Эскимосы обмениваются своими женами по многих причинах. Например, если жена не может родить детей. Может случится такое, что и сам глава семьи в силу каких-то причин, пьянства или по болезни, не способный зачать наследство. Еще эскимос может отдать жену на прокат когда она рождает ему только дочерей, а у соседа, черт бы его побрал, только одни пацаны. Тогда эскимос-бракодел и тащит свою ненаглядную к соседу. А еще может быть такое, когда законная жена заболела, или нянчит младенца, а хозяин должен отправляться на охоту, где-то на несколько недель или месяцев. Тогда тоже нужно обращаться за помощью к соседу или другу и брать его жену. А там уже соседская жена не только ублажает охотника долгими полярными ночами, но и выполняет всю работу по хозяйству. А если она возвращается с охоты беременной, то законный муж встречает ее с распростертыми объятиями.


Но самой главной и важной причиной ареодяреклута является то, что нужно разбавить кровь, то есть иметь здоровое потомство. Ведь в силу географических, климатических, исторических и прочих причин эскимосы народ не многочисленный и с деда прадеда вел обособленный образ жизни. Эскимосы жили небольшими группами, которые находились на значительном расстоянии друг от друга. Поэтому такое явление как кровосмешение было довольно распространенным в их обществе. А это приводило к серьезным генетическим заболеваниям и повышенной смертности. Поэтому, для продолжения рода и чтобы предотвратить вымирание, эскимосы, и вынуждены были разбавлять кровь. И часто бывало так, что эскимос брал свою жену и вез в соседнее стойбище, чтобы помогли ему в его беде.


Также, чтобы разбавить кровь у эскимосов был распространен гостеприимный гетеризм, или как его еще называют гостеприимная проституция. Когда к эскимосу приходил гость, то гостеприимный хозяин, чтобы выразить уважения дорогому гостю предлагал переспать с его женой или дочерью. При этом женщина должна постараться, чтобы забеременеть и чтобы у нее родился ребенок. Между прочим, такой обычай был распространен и у многих первобытных народов. Также гостеприимный гетеризм был популярным во времена освоения Севера и своих жен и дочерей хитрые эскимосы часто подкладывали белым первопроходцам. Отказаться же от такого щедрого предложения означало сильно оскорбить радушного хозяина. Представляю, как было бедным пионерам, в условиях полного отсутствия женской гигиены и разгула венерических заболеваний, делить супружеское ложе с эскимосскими женами. А отказаться то было нельзя-обидишь хозяина.

Конечно, жизнь коренных народов Севера в наш животрепещущий век значительно изменилась. Интернет, телевидение, современная техника и прочие блага цивилизации значительно упростили существование жителей Севера. Но все же этот самый ареодяреклут остается живучим. Например, в Гренландии современные девушки эскимоски, довольно даже симпатичные, не прочь переспать с белым гостем с Большой земли и родить от него белобрысого калааллитика, при этом не навязывая себя в жены и не требуя от него ни каких алиментов. Возможно традиция оказалась живучей, а возможно и по необходимости. Ведь население самых северных районов нашего земного шарика по-прежнему остается не значительным, а холода и сильные морозы никуда не делись.

^Наверх